ПОЯСНИТЕЛЬНАЯЗАПИСКА
к учебному плану на 2025-2026 учебный год
основное общее образование (5-9классы)
Учебный план основной образовательной программы основного общего образования МБОУ СОШ
№3 с.Чикола (далее – учебный план) обеспечивает реализацию требований ФГОС ООО и ФОП
ООО, определяет общие рамки отбора учебного материала, формирования перечня результатов
образования и организации образовательной деятельности.
Учебный план:
• фиксирует максимальный объем учебной нагрузки обучающихся; определяет и регламентирует
перечень учебных предметов, курсов и время, отводимое на их освоение и организацию;
• распределяет учебные предметы, курсы, модули по классам и учебным годам.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений. Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных
предметов, обязательных для всех имеющих по данной программе государственную аккредитацию
образовательных организаций, реализующих образовательную программу основного общего
образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время,
отводимое на изучение учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору
обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том
числе предусматривающих углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения
различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании.
Время, отводимое на данную часть федерального учебного плана, в МБОУ СОШ №3 с.Чикола
использовано на:
• увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных учебных предметов
обязательной части, в том числе на углубленном уровне; • введение специально разработанных
учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательных
отношений;
• другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся. В
интересах детей с участием обучающихся и их семей могут разрабатываться индивидуальные
учебные планы, в рамках которых формируется индивидуальная траектория развития
обучающегося (содержание учебных предметов, курсов, модулей, темп и формы образования).
Учебный план предусматривает пятилетний нормативный срок освоения образовательной
программы основного общего образования. Продолжительность учебного года на уровне основного
общего образования составляет 34 недели. В МБОУ СОШ №3 с.Чикола установлен режим
шестидневной учебной недели. Образовательная недельная нагрузка равномерно распределена в
течение учебной недели и соответствует требованиям санитарных норм СанПиН 1.2.3685-21.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебных предметов, курсов, модулей из
обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений, в
совокупности не превышает величину недельной образовательной нагрузки:
в 5-х классах – 32 часа в неделю;
6-х классах – 33 часа в неделю;
7-х классах – 35 часов в неделю;
8–9-х классах – 36 часов в неделю.
Общее количество часов учебных занятий за пять лет составляет не менее 5338 и не более 5848
часов.
Учебный план разработан на основе варианта № 5 федерального учебного плана Федеральной
образовательной
программы
основного
общего
образования,
утвержденной
приказом
Минпросвещения от 18.05.2023 № 370 с учетом изменений, внесенных приказом от 09.10.2024 №
704 для обучающихся, которые начали освоение ООП ООО до 01.09.2025.
Целью данного учебного плана является:
• обеспечение
соответствия
основной
общеобразовательной
программы
требованиям
Стандарта;
• обеспечение преемственности начального общего, основного общего, среднего общего
образования;
• обеспечение доступности получения качественного основного общего образования,
достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы
основного общего образования всеми обучающимися, в том числе детьми-инвалидами и
детьми с ограниченными возможностями здоровья;
• установление требований к воспитанию и социализации обучающихся как части
образовательной программы и соответствующему усилению воспитательного потенциала
школы,
• обеспечению индивидуализированного психолого-педагогического сопровождения каждого
обучающегося,
• формированию образовательного базиса, основанного не только на знаниях, но и на
соответствующем культурном уровне развития личности,
• созданию необходимых условий для её самореализации;
• обеспечение
эффективного
сочетания
урочных
и
внеурочных
форм
организации
образовательного процесса, взаимодействия всех его участников;
• взаимодействие образовательного учреждения при реализации основной образовательной
программы с социальными партнёрами;
• выявление и развитие способностей обучающихся, в том числе одарённых детей, детей с
ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, их профессиональных склонностей
через систему клубов, секций, студий и кружков, организацию общественно полезной
деятельности, в том числе социальной практики, с использованием возможностей
образовательных учреждений дополнительного образования детей;
• организация
интеллектуальных
и
творческих
соревнований,
научно-технического
творчества, проектной и учебно-исследовательской деятельности;
• включение обучающихся в процессы познания и преобразования внешкольной социальной
среды для приобретения опыта реального управления и действия;
• социальное и учебно-исследовательское проектирование, профессиональная ориентация
обучающихся при поддержке педагогов, психолога, социального педагога, сотрудничестве с
учреждениями профессионального образования, центрами профессиональной работы;
• сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья
обучающихся, обеспечение их безопасности.
Основными
задачами
учебного
плана
для
5-9-хклассов
являются:
обеспечение выполнения федерального государственного стандарта образования;
•
обеспечение
единства
федерального
компонента,
регионального
компонента
и
компонента образовательного учреждения;
•
соблюдение государственных образовательных стандартов;
•
сохранение целостности каждой системы обучения;
•
обеспечение реализации интересов и потребностей обучающихся и их родителей законных
представителей);
•
сохранение и укрепление здоровья детей (закладывание основ здорового образа жизни).
Особенности учебного плана
Учебный план основного общего образования: определяет нормативный срок освоения основной
образовательной программы основного общего образования -5 лет;
•
определяет
(регламентирует)
перечень
учебных
предметов,
курсов,
направлений
внеурочной деятельности и время, отводимое на их освоение и организацию; распределяет
учебные предметы, курсы и направления внеурочной деятельности по классам и учебным
годам;
• определяет продолжительность учебного года (34 учебные недели для V-IX классов);
продолжительность урока-45 минут; фиксирует максимальный объём учебной нагрузки
обучающихся. Объем времени на выполнение домашних заданий(в астрономических часах):
В 5 классах–2 часа, в 6-8 классах– 2,5 часа, 9–до3,5 часов.
Учебные занятия организуются в одну смену. Факультативы, занятия дополнительного образования
(кружки, секции), обязательные индивидуальные и групповые занятия, элективные курсы и т.п.
организуются в после урочное время согласно расписанию внеурочной деятельности.
Режим работы рассчитан на шестидневную рабочую неделю.
Учебный план состоит из двух частей: обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов обязательных
предметных областей для всех имеющих по данной программе государственную аккредитацию
образовательных организаций, реализующих образовательную программу основного общего
образования, и учебное время, отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Допускаются интегрированные учебные предметы (курсы) как в рамках одной предметной
области в целом, так и на определенном этапе обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время,
отводимое на изучение содержания образования, обеспечивающего реализацию интересов и
потребностей обучающихся, их родителей (законных представителей), педагогического
коллектива образовательной организации.
Учебный план основного общего образования является одним из основных механизмов
реализации основной образовательной программы основного общего образования (далее – ООП
ООО),
обеспечивает
введение
в
действие
и
реализацию
требований
федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования, определяет общий
объём нагрузки и максимальный объём аудиторной нагрузки обучающихся.
Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметов, обязательных для всех
имеющих по данной программе государственную аккредитацию образовательных организаций,
реализующих образовательную программу основного общего образования, и учебное время,
отводимое на их изучение по классам (годам) обучения.
Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, определяет время,
отводимое на изучение учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей по выбору
обучающихся, родителей(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том
числе предусматривающих углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения
различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании,
а также учитывающих этнокультурные интересы, особые образовательные потребности.
. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально
допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся.
Формы организации образовательной деятельности, чередование урочной и внеурочной
деятельности при реализации основной образовательной программы основного общего
образования определяет МБОУ СОШ№3 с. Чикола.
В5-9 классах предполагается выделение региональной тематики внутри содержания учебных
предметов в виде отдельных тем при изучении литературы, географии, истории, музыки, ИЗО и
других предметов.
В рамках учебного предмета «Математика» предусмотрено изучение учебных курсов
«Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика».
С 2025/26 учебного года меняется формат изучения учебного предметов «История» и
«Обществознание» на уровне ООО.
Учебный предмет «История» в рамках обязательной предметной области «Общественнонаучные предметы» с 01.09.2025 включает в себя учебные курсы «История России», «Всеобщая
история» и «История нашего края», на которые суммарно отводится по 3 часа в неделю в 6–7-х
классах. В 5-х классах отводится 68 часов на изучение «Всеобщей истории» и 34 часа на «Историю
нашего края». В 8-9-х классах на учебный предмет «История» отводится по 2 часа в неделю. В
соответствии с ФОП ООО в 2025/26 учебном году в 9-х классах в рамках учебного предмета
«История» реализуется учебный модуль «Введение в новейшую историю России» (приказ
Минпросвещения от 18.05.2023 № 370). Модуль включен в формируемую часть учебного плана,
чтобы познакомить обучающихся с ключевыми событиями новейшей истории России, предваряя
систематическое изучение отечественной истории XX - начала XXI в. в 10-11 классах. В 9 классе на
изучение модуля предусмотрено по 1 часу в неделю во втором полугодии (17 часов).
Учебный предмет «Обществознание» в 5-7-х классах не изучается. В 2025/26 учебном году
учебный предмет «Обществознание» изучают обучающиеся 8–9-х классов по 1 часу в неделю. С
целью обеспечения вариативности образования, реализации комплексного плана мероприятий по
повышению качества математического и естественно-научного образования на период до 2030 года
(распоряжение правительства РФ от 19.11.2024 г. №3333-р) в 2025 года в школе №3 с.Чикола
сформированы классы с углубленным изучением отдельных предметов. Увеличение учебных часов,
предусмотренных на изучение этих предметов на углубленном уровне происходит за счет часов
формируемой части учебного плана. Так, на углубленный курс математики в 5 классе отводится 1
час в неделю, в 6 классе-2 часа, в 8 классе-1час в неделю; на углубленный курс химии в 9 классе –
1 час в неделю; в 8 классе на углубленный курс русского языка отводится 1 час в неделю в неделю,
на углубленный курс биологии-1 час в неделю... Кроме того, время, отводимое на формируемую
часть учебного плана используется для введения специально разработанных учебных курсов,
обеспечивающих потребности участников образовательных отношений. К ним относится: «Основы математического моделирования» для 5,6 классов (1 час в неделю), реализуется с целью
отработки практических навыков решения математических задач практической направленности,
формирования интереса к изучению математики и других смежных наук, предметных и
общеучебных умений на основе решения как предметных, так и интегрированных жизненных задач.
Я исследователь» для 7-х классов (1 час в неделю), реализуется с целью повышения мотивации к
изучению предметов естественно-научной направленности; обучение учащихся новейшим
средствам реализации учебного эксперимента; усиление поддерживающей функции компьютера
при проведении натурного эксперимента; формирования у обучающихся навыка самостоятельного
поиска, обработки и анализа информации, раскрытию творческого потенциала учащихся. - «Основы
учебно-исследовательской и проектной деятельности» для 7-х классов (1 час в неделю), реализуется
с целью:
•формирования навыков исследовательской и проектной деятельности обучающихся; •управление
проектной, исследовательской деятельностью; •формирование универсальных учебных действий
обучающихся; •формирование навыков использования междисциплинарных, надпредметных
знаний,
современных
информационных
технологий.
«Основы
профессионального
самоопределения», в 9-ых классах (0,5 часа в неделю), реализуется с целью формирования активной
жизненной позиции, выбора дальнейшего профессионального пути. В интересах обучающихся с
участием обучающихся и их семей могут разрабатываться индивидуальные учебные планы, в
рамках которых формируется индивидуальная траектория развития обучающегося (содержание
учебных предметов, курсов, модулей, темп и формы образования). Внеурочная деятельность
организуется на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных
отношений по направлениям развития личности и отражена в Плане внеурочной деятельности
МБОУ СОШ №3 на 2025/26 учебный год. Часть учебного плана, формируемая участниками
образовательных отношений, включает курсы внеурочной деятельности: «Разговоры о важном» –
отводится по 1 часу в неделю в 5–9-х классах;
• «Россия – мои горизонты» – отводится по 1 часу в неделю в 6–9-х классах.
• В учебном плане 7а (с углубленным изучением отдельных предметов) включены внеурочные
курсы, которые поддерживают выбранную учениками направленность обучения:
Проектная мастерская (биология) – 1 час в неделю;
Программирование Piton -1 час в неделю.
Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально
допустимой недельной учебной нагрузки обучающихся. Формы организации образовательной
деятельности, чередование урочной и внеурочной деятельности при реализации основной
образовательной программы основного общего образования определяет МБОУ СОШ №3
Учебный план определяет формы промежуточной аттестации в соответствии с положением о
текущем контроле и промежуточной аттестации МБОУ СОШ №3. Объем времени, отведенного на
промежуточную аттестацию обучающихся, определяется рабочими программами учебных
предметов, учебных и внеурочных курсов и календарным учебным графиком основного общего
образования. Формы проведения промежуточной аттестации. На уровне основного общего
образования предусмотрена промежуточная аттестация обучающихся. В соответствии с
календарным учебным графиком обучающиеся выполняют письменные контрольные работы,
определяющие уровень предметных знаний, по всем предметам обязательной части учебного плана.
В течение года согласно графику - диагностические работы в рамках мониторинга уровня
сформированности функциональной грамотности. Возможные формы промежуточной аттестации:
− письменная проверка (письменный ответ учащегося на систему вопросов, заданий; контрольные
работы; лабораторные, творческие работы; письменные отчеты о наблюдениях; сочинения,
изложения, диктанты); − комбинированная проверка - сочетание письменных и устных форм
проверок, творческие работы, защита проектов, творческих проектов. Суммарный объем домашнего
задания по всем предметам для каждого класса не превышает продолжительности выполнения 2
часа - для 5 класса, 2,5 часа - для 6-8 классов, 3,5 часа - для 9-го класса. Образовательной
организацией осуществляется координация и контроль объема домашнего задания обучающихся
каждого класса по всем предметам в соответствии с Гигиеническими нормативами. Домашнее
задание на следующий урок задается на текущем уроке, дублируется в электронном журнале не
позднее времени окончания учебного дня – 19.00. Для выполнения задания, требующего длительной
подготовки (например, подготовка доклада, реферата, оформление презентации, заучивание
стихотворений), предоставляется достаточное количество времени. Использование электронных
средств обучения в ходе реализации образовательной деятельности, включая выполнение домашних
заданий, внеурочную деятельность, проводится в соответствии с Санитарно- эпидемиологическими
требованиями и Гигиеническими нормативами.
СЕТКА ЧАСОВ УЧЕБНОГО ПЛАНА МБОУ СОШ №3 ИМ.ИСА ХУАДОНТИ С.ЧИКОЛА
ИРАФСКОГО РАЙОНА НА 2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД
Предметные
области
Учебные
предметы
Класс
/Количеств
очасов в
неделю
5 А, Б
Русский
языки
литерат
ура
Родной
языки
родная
литерат
ура
Русский язык
5
Формы
промежуто
чной
аттестации
обучающих
ся
Класс/
Количест
во часов
в неделю
6 А,Б
Диктант
с
граммати
ческим
заданием
.
6
Формы
промеж
уточной
аттестации
обучаю
щихся
Диктант с
Класс/
Количеств
о часов в
неделю
7А, Б
Формы
промежуто
чной
аттестации
обучающих
ся
Класс/
Количест
вочасов в
неделю
Класс/
Количе
ствочас
ов в
неделю
9А,Б
8А, Б
4
Диктант с
грамматичес
ким
заданием.
3
граммати
ческим
заданием
.
Формы
промежут
очной
аттестаци
и
обучающ
ихся
Диктантс
грамматич
еским
заданием
Формы
промежут
очной
аттестации
обучающи
хся
3
Тестовая
работа,
сочинение
Литература
3
Тестовая
работа
3
Тестовая
работа
2
Контрольная
работа,
сочинение
2
Тестовая
работа
3
Сочинение
Родной язык
и (или)
государствен
ный язык
республики
Российской
Федерации
2
Диктант
с
граммати
ческим
заданием
.
2
Диктант
с
граммати
ческим
заданием
.
2
Диктантс
грамматичес
ким
заданием.
2
Диктантс
грамматич
еским
заданием.
2
Тестовая
работа
Родная
литература
1
Тестовая
работа
1
Тестовая
работа
1
Тестовая
работа
1
Тестовая
работа
1
Сочинение
Иностр
анные
языки
Иностранный
язык
3
Тестовая
работа
3
Тестовая работа
Матема
Тика и
информ
атика
Математика
5
Контрольная
5
Контрольная
работа
3
Тестовая
работа
3
3
Контрольная
3
2
работа
Контрольная
Алгебра
2
работа
Вероятность
1
и статистика
1
Контрольная
1
Тестовая
3
работа
Контрольная
3
Контрольная
работа
Физика
Химия
работа
Контрольная
Контрольная
1
Тестовая
Тестовая
работа
Тестовая
2
работа
Контроль
ная работа
1
3
Тестовая
работа
Тестовая
работа
1
работа
1
1
3
Тестовая
работа
22
Тестовая
работа
11
Итоговое
тестировани
е
работа
Обществознание
География
Естетст
веннонаучны
е
предмет
ы
Контрольная
Контрольная
работа
работа
3
Контроль
ная
работа,
тест
работа
работа
Информатика
История
3
работа
Геометрия
Общест
веннонаучны
е
предмет
ы
Тестовая
работа
1
Тестовая
работа
2
Тестовая
работа
2
Тестовая
работа
22
Итоговое
тестирова
ние
2
Тестовая
работа
2
Тестовая
работа
43
Контроль
ная
работа,
лаборатор
ная работа
2
Тестовая
работа
22
Контроль
ная
работа,
Биология
Тестовая
работа
1
Тестовая
работа
1
Изобразительно 1
е искусство
Практическая
работа
1
Практическа
я
работа
1
Музыка
1
Тест,
индивиду
альный проект
1
Тест,
индивидуаль
ный проект
1
Тест,
индивидуальн
ый проект
Технологи
я
Труд
(технология)
2
Проектная
работа
2
Проектная
работа
2
Физическая
культура
Физическая
культура
2
тестирование
2
тестирование
2
Основы
безопаснос
ти
и
защиты
Родины
Основы
безопасности и
защиты
Родины
Изобразите
льноеискус
ство
Итого
1
30
31
Тестовая
работа
33
2
Тестовая
работа
2
Тестовая
работа
Проектная
работа
1
Проектная
работа
1
Проектная
работа
Сдача
нормативов
2
тестирование
2
Сдача
нормативо
в
1
Тестовая
работа
1
Тестовая
работа
1
34
35
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Наименование
учебного курса
Математика
5 КЛ.
6 КЛ.
1
2
7 КЛ.
9 КЛ.
4
1
Биология
1
итого
1
Русский язык
Экология
8 КЛ.
1
1
1
1
2
1
химия
1
2
2
2
2
1
9
Итого недельная
нагрузка
32
33
35
36
36
172
Количество учебных
недель
34
34
34
34
34
34
1122
1190
Итого
Всего часов в год
1088
1190
1224
1224
Учебный план основного общего образования
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы№3 им. Иса Хуадонти
с.Чикола Ирафского района РСО-Алания
(6-тидневная учебная неделя)
2025-2026 учебный год
Классы
Предметные области
Учебные предметы
5А,Б
6 А,Б
Обязательная часть
Русский язык и
литература
2
2
2
10
1
1
1
1
1
5
3
3
3
3
3
5
5
15
10
Алгебра
3
3
3
Геометрия
2
2
2
Вероятность и статистика
1
1
1
1
1
1
9
6
3
3
3
2
2
13
1
1
2
2
2
2
8
2
2
3
7
1
2
2
7
2
2
4
Иностранный язык
История России. Всеобщая
история.
3
3
Обществознание
1
География
предметы
21
13
2
Информатика
Естественно-научные
Количество часов неделю
4
3
3
2
2
3
Всего
2
Русская литература
Родной ( осет.)язык
Математика
Общественно- научные
предметы
9А,Б
6
3
Родная (осет.)литература
Математика и информатика
8А, Б
5
3
Русский язык
Родной язык и литература
Иностранный язык
7А,Б
1
Физика
Биология
1
1
Химия
Музыка
1
1
1
Изобразительное искусство
1
1
1
Технология
Труд (технология)
2
2
2
1
1
8
Физическая культура
Физическая культура.
2
2
2
2
2
10
Искусство
1
4
3
Основы безопасности
и защиты Родины
Основы безопасности и
защиты Родины
ИТОГО обязательная часть:
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений:
Русский язык
Русский язык и
литература
0
0
0
1
1
30
31
33
34
35
2
2
2
2
1
1
1
1
165
9
3
1
1
Математика и
информатика
2
математика
Естественно-научные
предметы
экология
1
1
Биология
1
1
2
химия
1
1
2
2
2
2
1
1
9
ВСЕГО ЧАСОВ В НЕДЕЛЮ
32
33
35
36
36
172
УЧЕБНЫЕ НЕДЕЛИ
ВСЕГО ЧАСОВ В ГОД
34
1088
34
1122
34
1190
34
1224
34
1224
5848
Максимально допустимая недельная нагрузка(при
шестидневной учебной неделе)
32
33
35
36
36
172
1
физика
Итого, часть
формируемая
участниками ОО